Традиции Войска Кубанского

ГлавнаяКазачьи техникиОбучениеСеминарыТрадиционное оружиеПравовая базаОснователи сайтаПолезные ссылки

 
18.06.2008  Материалы круглого стола «Формирование системы  духовно-нравственного и 
физического воспитания казачества Кубани». Краснодар,  2008 г.

    Традиционные средства физического воспитания 
Кубанских казаков

Под традиционными средствами физического воспитания мы подразумеваем все то, что использовалось народом при подготовке подрастающего поколения к практической, в первую очередь трудовой, а также военно-прикладной деятельности, направленной на защиту Отечества.
Традиционные средства являются неотъемлемой частью традиционной физической культуры.
В традиционной физической культуре не ставятся задачи достигнуть рекордных результатов в состязательных частях, здесь на первом плане  - освоение упражнений и овладение знаниями, которые сообщает преподаватель, и осваиваются эти знания, прежде всего, для практического применения.
Большое внимание уделяется формированию духовных ценностей ученика на базе родной для него веры, культуры.
Возраст для занятий традиционной физической культурой не имеет ограничений, что помогает быть активными в этом и родителям и детям. Данные обстоятельства сказываются на микроклимате в семье, позволяют ребенку видеть в отце или матери продолжателя традиций народа, усваивать эти традиции и впоследствии самому пропагандировать их.
Традиционная физическая культура является неизменной на протяжении веков. Ее развитие и сохранение обусловлено: генетическими особенностями, характерными для различных народов; природно-климатическими условиями в местах их проживания; доминирующим укладом в хозяйственной деятельности этноса; различиями в мировоззрении. Этими факторами обусловлен выбор средств физического воспитания.

На формирование  средств физического воспитания казаков огромное влияние оказал основной род их деятельности – освоение и защита новых земель и сопутствующие им военные столкновения. В столкновениях и походах казаки вырабатывали и совершенствовали необходимые для выживания навыки и умения, перенимая и используя все лучшее у других народов. Характерным примером может служить заимствование у черкесов одежды, оружия и методов обращения с ними.
Используемое оружие, защитное и походное снаряжение, походные и бытовые условия, также не могли не сказаться на навыках и умениях казаков, придавая его движениям своеобразную динамику и особенности. Передаваясь и совершенствуясь из поколения в поколение, эти особенности закреплялись на генетическом уровне. Природные, свойственные казаку действия и движения, наиболее сильная сторона в системе его подготовки, на которые следует обратить внимание в процессе физического воспитания.
Средства физического воспитания казаков формировались с учетом возрастной ступенчатости, единства организма и окружающей среды.
Обучение начиналось с детства и продолжалось на протяжении всей жизни казака, развивая все его лучшие качества с учетом возрастных особенностей.
Кубанская земля и ее климат определяла характер  трудовой деятельности и сопутствующие ей навыки; ритм и цикличность повседневной жизни, в соответствии с которой сформировался народный календарь; понимание здорового образа жизни и средства для его поддержания.
Все эти факторы оказали влияние на формирование средств физического воспитания казаков.
Цели традиционного физического воспитания казаков изначально соответствовали идеалу физического развития человека, разработанному  современной теорией. Важнейшими показателями физически совершенного человека современности является:

  1. крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в т. ч. и неблагоприятным условиям жизни, труда и быта;
  2. высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;
  3. пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;
  4. всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;
  5. владение рациональной техникой основных жизненно-важных движений, а так же способность быстро осваивать новые двигательные действия;
  6. физкультурная образованность, т. е. владение специальными знаниями и умениями, эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде и спорте.

Исторически сложились следующие формы, в рамках которых мы можем выделить те или иные традиционные средства  физического воспитания казаков на Кубани:
Прикладная воинская подготовка: конная джигитовка, рубка, единоборства, владение различным оружием, флот и навыки на воде.
Валеология или знания о здоровом образе жизни: народная гигиена, медицина, оказание помощи.
Быт (повседневный труд): кнут и нагайка, бытовые инструменты, режим деятельности.
Досуг: танцы и игры.

В настоящее время мы можем выделить следующие средства физического воспитания казаков, которые в неизменном или реконструированном виде дошли до наших дней. Приведем их с учетом требований теории и методики физического воспитания, которая выделяет, в качестве таковых: физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы.

1. Физические упражнения:
Военно-прикладные:
Конная подготовка: скачки, джигитовка, рубка лозы, борьба верхом и др.
Единоборства: «в грудки», «на крест», кулачные бои, «стенка на стенку», а также различные реконструкции в области рукопашного боя;
«Работа» холодным оружием: шашкой, кинжалом, пикой, «кошкой», перначем, боевой косой, нагайкой от «фехтования» до метания в цель;
Стрельба из различного оружия и в различных условиях;
Водные виды: плавание, гребля, парусный и др.
Легкоатлетические: «казачья верста», полоса препятствий и др.
Бытовые:
Использование инструментов быта в целях самообороны: лопата, коса, серп, оглобля, мотыга (тяпка), арапник и др.
Досуг:
Традиционные игры и танцы.
Особое место занимают походы, ориентирование, системы выживания с использованием традиционных средств казаков. Это обустройство лагеря, оборудование убежища, приготовление пищи, казачьи знания по оказанию помощи больным и раненым.

Казачьи танцы («казачок», «гопак») и игры занимали важное место в системе традиционной физической культуры, так как в них заложены основные базовые движения при овладении двигательной культурой; танцы и игры являлись средством проверки уровня развития физической выносливости и координации движений.
Вот примеры казачьих игр, в основном, военно-прикладной направленности: игры с коновязью - «скаканье» и «рубка» деревянными шашками или прутиками,  перевороты, перескоки, хождение и беганье по коновязи; чехарда; схоронички (прятки)»;  городки; ножички; «прыгалка» через верёвку»; возня-борьба - только за руки, только за шею, только за пояса; игры с нагайкой; Игры с шашкой (кинжалом) – рубка струи, лозы и т.д.; катание на лошадях; лазание по деревьям; «куколка» и др.
Систематизация народных игр Кубанского казачества для детей старшего школьного возраста приведена в учебно-методическом пособии С.Г. Александрова (2000).

2. Оздоровительные силы природы.

Эмпирическое знание и использование природных сил всегда было свойственно народному мировоззрению, и использовалось, да и до сих пор используется в практических целях. Пусть эти знания пока еще не может объяснить современная наука, но практическая их ценность очень велика. Например, купание в крещенской проруби и оздоровительный эффект; или целебные свойства источников.

3. Гигиенические факторы, содействующие укреплению здоровья.
У казаков было и сохраняется свое их понимание:
чистота тела: тело – храм души, чистота тела и души неделимы.
чистота мест занятий и воздуха – воспринималась как отсутствие негативных факторов, под которыми подразумевалось, в том числе, влияние неблагоприятных для человека мест. Были проклятые и святые места, «чистые» и «нечистые».
общий режим дня, режим двигательной активности, режима питания и сна соответствовали природным закономерностям и регламентировались народным календарем.

Многие из приведенных средств физического воспитания казаков применяются в клубах, секциях, классах казачьей направленности, работающих на базе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, казачьих обществ. Разрабатываются методические пособия физического и военно-прикладного воспитания казаков: Федин Р.И. «Здороваться. Техника владения холодным оружием»; Карпухин А.П. «Казачья верховая борьба», Александров С. Г. «Систематизация народных игр кубанского казачества для детей старшего школьного возраста» и др.

В завершении доклада подведем итог всему вышесказанному. Традиционные средства физического воспитания казаков:
- доказали свою жизненность и эффективность на протяжении многих веков;
- учитывают все многообразие навыков и знаний в области физического (и не только) воспитания, сложившихся исторически на нашей земле (Кубани).
- обладают достаточной гибкостью и адаптивностью, поэтому применимы и в настоящее время с учетом современных реалий;
- в своих целях соотносятся с целями современными – формирование «физически совершенного человека»;
- способны обеспечить общую, профессионально-прикладную и военно-прикладную физическую подготовку подрастающего поколения в соответствии со специфическими требованиями трудовой и государственной военной деятельности.
И главное – они пронизаны духом кубанского казачества как носителя, хранителя и защитника народных знаний и ценностей. Эти ценности остаются неизменными: здоровье народа, возделывание родной Земли и ее защита от любых посягательств, жизнь в согласии с духовными и природными традициями, их осознание и передача последующим поколениям.

 
      
   

 

Hosted by uCoz